-->
 
ЋЎг祭ЁҐ Ё ®Ўа §®ў ­ЁҐ ў €бЇ ­ЁЁ - ‚лб襥 ®Ўа §®ў ­ЁҐ Ё ЁбЇ ­бЄЁ© п§лЄ
 Навигация»
Справка
Погода в мире
(а-б)
Погода в мире
(з-к)
Погода в мире
(л-т)
Погода в мире
(у-я)
Курсы валют
Авиакомпании
Каталог турфирм
Каталог отелей
Каталог турсайтов
Информация
Архив статей
Фотогалерея
Видеоролики
Анекдоты
Истории
Страны
Турбизнес
Регистрация
Панель управления
Технологии
Законодательство
Компании
Страхование
Гостиницы
События
Транспорт
Рынки
Тенденции
Рекламные туры
О проекте
Партнеры
Друзья
Контакты


 NetTour.ru » Монголия » Статьи » Империя безвременья

Империя безвременья


“Боже упаси нас от монголов. Они бесчеловечны и звероподобны, всегда жаждут крови, которой и упиваются, рвут на части и пожирают собачье и человечье мясо. Они с упоением пьют чистую кровь животных своих стад; лошади их толсты и едят сучья и даже деревья... Они отличаются большей свирепостью, нежели львы или медведи...”

Так в XIII столетии европейцы рисовали себе портрет “порождений сатаны”, оставляющих после себя разруху и наводящих ужас на всех и вся. А что мы знаем о современной Монголии? Да почти ничего! Перед поездкой друзья напутствовали меня в историческом духе: “Ты там осторожнее... Края дикие...”

От некогда крупнейшей империи в истории человечества, которую создали Чингисхан, его сыновья и внуки, осталось мало, но зато сегодня, когда владения Монголии сжались подобно шагреневой коже, а население страны не дотягивает и до 2,5 миллиона, она уже ни на кого страху не нагоняет. Основные черты характера монголов преобразились с точностью до наоборот: любознательность, добродушие и гостеприимство, а к русским здесь вообще особое отношение. Приезжего из России встречают как дорогого гостя и величают не иначе как старшим братом. А любимые конфеты, которыми угостят и в офисе крупной фирмы, и в семье скотовода, — наш ирис “Золотой ключик”.

Откуда такая любовь и уважение к россиянам? В 1921-м полки забайкальских казаков освободили Ургу от китайских оккупантов, в 1939-м Красная Армия помогла отразить нападение японцев на Халхин-Голе. А еще мы продвинули Монголию на более высокую ступень развития — социализм, за что монголы нам несказанно благодарны. Правда, вместе с Советским Союзом им пришлось в 30-е годы разрушить практически все буддийские монастыри. События, происходившие в Монголии в прошлом веке, были зеркальным отражением того, что случалось в России. Но монголы искренне сетуют, что процессы перестройки отдалили наши народы друг от друга. Многие с теплотой вспоминают годы учебы в СССР и хорошо говорят по-русски.

Юрта — это святое
На самой высокой точке Улан-Батора стоит монумент, посвященный советским воинам-освободителям. К концу недели сюда подтягиваются свадебные кортежи, и невесты в белоснежных платьях взбираются наверх, чтобы почтить память погибших за свободную Монголию, а заодно поднести дары духу горы. Монголы верят в то, что каждая гора и долина имеют своего духа, и, чтобы не навлечь беду, нужно их задабривать. Именно поэтому в Монголии очень развит культ обо — насыпные горки из жертвоприношений. Каждый считает своим долгом принести в определенное место камень и ярко-голубой лоскут, дабы поклониться “вечному синему небу”, которое видит все деяния и мысли человека...

Порядка 700 тысяч — треть населения страны — проживает в Улан-Баторе, половина из них пользуется юртами (гэрами), которые в своем нынешнем виде существуют с VI века. Даже столичные жители не желают менять основное на протяжении многих веков занятие — скотоводство. И в пределах города можно встретить пасущихся коз и овец. “Старшие братья” построили здесь хрущевки, а позже и более высокие дома, но кочевникам сложно привыкнуть к новому образу жизни. Особенно тяжело пожилым людям: днем они еще как-то пытаются хозяйствовать в бетонных жилищах, но на ночь предпочитают перебираться в стоящие по соседству гэры. Здешние юрты пользуются популярностью и у безработных американцев, которые снимают на лето такой национальный дом за $100 и со своим пособием в $800 в месяц чувствуют себя сливками общества.

Есть в Улан-Баторе и своя “Пизанская башня”. Многоподъездную девятиэтажку, ничем не примечательную на вид, называют качающимся домом. В ней поселились в основном сотрудники местного аэропорта, за которыми закрепилась слава любящих выпить. Водку монголы распробовали также с нашей подачи и делать ее научились отменно. Лучший сорт “Болор архи” посвящен полету единственного монгольского космонавта на советскую орбитальную станцию “Салют-6” в 1981 году, хороша также водка “Чингисхан”. Вообще, если в Монголии перед туристом встает проблема выбора, надо отдавать предпочтение товару, носящему имя “повелителя вселенной” Чингисхана — это своего рода знак качества...

В монгольской столице порядка 150 вузов — вплоть до института испанского языка. Но обучением на родине молодежь не ограничивается, многие получают образование в Корее, России, Америке... А вот с магазинами дело обстоит гораздо хуже: никаких бутиков, все как у нас лет 15 назад. Даже до “Макдоналдсов” очередь не дошла, зато есть “Русское бистро”. Троллейбусы и автобусы в городе наши, грузовые машины исключительно марки “ЗИЛ”, в пустыне незаменимы “уазики” и позабытые у нас автобусы “ПАЗ”. Дома культуры, выставочные залы, правительственные здания — аккурат наши ДК и райисполкомы. Имя Москвы носят местные школы, культурные и торговые центры. В Улан-Баторе работает 7 телевизионных российских каналов. Концерты “Иванушек”, Алсу, Филиппа Киркорова проходят при полном аншлаге. Многие вывески на монгольском дублируются на русском языке. В общем, не покидает ощущение, что ты находишься в каком-нибудь провинциальном российском городке. Только круглые приземистые юрты и буддийские храмы-дацаны выбиваются из советского стиля.

Место заложения центральной площади Улан-Батора было выбрано по прихоти скакуна “отца монгольской революции” Сухэ-Батора (конь справил здесь большую нужду). По соседству с мавзолеем Чойболсана и Сухэ-Батора, памятником Сухэ-Батору, восседающему на том самом коне, стоит скульптурное изваяние Ленина. Днем здесь фотографируются туристы, а ночью... Нынче образ великого вождя пролетариата пользуется особой популярностью у самых дешевых проституток. Кстати, монголы сейчас пребывают в состоянии раздумья: легализовать публичные дома или пока погодить?

Древняя столица Монголии Каракорум (ныне Хархорин), заложенная Чингисханом, когда-то выглядела гораздо интереснее. Здесь располагалось 12 храмов, прекрасные дворцы, а местным чудом было серебряное дерево с фонтаном. Четыре его ветви заканчивались позолоченными змеиными пастями, и из каждой била струя: вино, молоко, медовый напиток и рисовое пиво. Но в 1380 году Хархорин был полностью разрушен китайцами, и сегодня от него осталась лишь... одна гранитная черепаха.

Не трогай голову!!!
Природа в Монголии удивительно разнообразна, всего за несколько часов пути будто попадаешь из одного мира в другой. Вроде бы только что под ногами расстилался зеленый ковер, и вдруг взору открывается пустынный пейзаж. Земля резко обрывается вниз красноватыми скалами Баянзака, чем-то напоминающими окрестности американского Большого каньона. В начале прошлого века здесь нашли прекрасно сохранившиеся скелеты динозавров — ящер, “обитающий” в московском Палеонтологическом музее, родом именно отсюда. Неподалеку посреди безжизненного пространства бьет “отрезвляющий” источник. Наблюдательные монголы опытным путем определили, что несколько глотков ледяной воды приводят в чувство даже в стельку пьяного человека. От природного вытрезвителя рукой подать до гряды высочайших в Гоби песчаных барханов.

На пустыню Гоби приходится третья часть территории страны. Наиболее таинственна и загадочна ее абсолютно безводная центральная часть, она, по легендам, заселена неведомыми животными и злобными демонами, которые заводят путников туда, откуда уже не выбраться, и обрекают на смерть. Согласно преданию, где-то здесь ветры выдувают из песка детали неведомой юрты с серебряным остовом, но тот, кто позарится хотя бы на маленький кусочек драгоценного металла, тут же и расстанется с жизнью.

Монголы всегда были очень суеверны. Хотя горожане ко многим приметам уже относятся, как к предрассудкам, да и некоторые из них соблюдать становится все сложнее. К примеру, у монголов не принято мыться, считается, что вместе с грязью сходит посланная свыше благодать. Еще в старомонгольском своде законов “Джасаке”, изданном Чингисханом, сказано: “...запрещено мыть платье в продолжение всего ношения, пока совсем не износится”. Нельзя наступать на пролитое молоко, выбрасывать необглоданную кость, выплескивать остатки чая. Копать землю — значит навлечь на себя несчастье. У мужчин плечи и голова считаются особыми местами, до которых не следует дотрагиваться. Это очень плохо влияет на ауру. Из-за чего даже как неприемлемые исключаются некоторые позы в сексе. А когда рубашка или халат износятся, воротник отрывают и сжигают. Хуже некуда потерять шапку — потерять удачу, счастье, разве только страшнее укоротить ремень — все равно что пожелать смерти.

Любовь на коне
Монголы всегда рады любому путнику, напоят и накормят. Но чужестранцу следует соблюсти некоторые местные обычаи. Дверь юрты всегда обращена на юг, а подъезжать к ней нужно с запада. Ни в коем случае нельзя наступать на порог гэра и садиться на него. Входя внутрь, помните, что восточная половина гэра — женская, западная — мужская, а в самой почетной, северной части принимают гостей. Первым делом обязательно попотчуют. Монгольская кухня весьма специфична, а с непривычки даже небезопасна. Но будьте уверены, что вам предложат отведать все самое лучшее.

Чай в Монголии предпочитают зеленый, но не обычный, а прессованный и непременно грузинский, с добавлением молока, бараньего жира и соли. Говорят, никакой другой напиток так не утоляет жажду и не снимает усталость. Вся пища довольно жирная, а процесс приготовления национальных блюд — зрелище не для слабонервных. Бодог — козел или сурок, запеченный в собственной шкуре. Козла, например, сначала бьют промеж рогов молотком, потом через надрез в заднем проходе вынимают все кости и набивают чрево раскаленными камнями. Затем тушу долго обжигают паяльной лампой, разрезают живот; бульон, образовавшийся в брюхе, разливают по чашкам и отдельно подают мясо. Но гораздо чаще едят баранину. Рыба и птица в меню национальной кухни отсутствует — обитателей воды и неба монголы почитают и не трогают. Посему попасть сюда на охоту или рыбалку — мечта любого, знающего в этом толк. Грибов в монгольских лесах — хоть косой коси, их тоже не распробовали.

Детей у монголов, как правило, много — по 8—15 человек. И если городские жители вынуждены регулировать процесс деторождения из-за квартирного вопроса, то кочевники об этом не задумываются. Лет пятнадцать назад в рамках программы по планированию семьи народу раздавали презервативы и проводили консультации по пользованию этим противозачаточным средством. Был такой реальный случай, когда жена скотовода, месяц занимаясь безопасным сексом, пришла к врачу с претензией, мол, каждый день предохраняюсь и вот, пожалуйста, забеременела. Оказывается, женщина, пропустившая рекомендации медика, все это время исправно глотала презервативы.

Ослепительно белые зубы монголов — предмет зависти для любого заезжего чужестранца. Все благодаря не зубной пасте, а молочным продуктам, которые скотоводы употребляют в большом количестве (даже на зиму заготавливают сушеный творог). В 82—83-м годах получилось так, что пачка сигарет и банка черной икры в Монголии стоили практически одинаково. Поскольку к рыбе здесь всегда были равнодушны, то и деликатесную икру здесь не оценили. Симпатичные баночки покупали для того, чтобы использовать их в качестве пепельниц, предварительно выбросив в мусор содержимое.

Более или менее оседлые скотоводы проводят в гэр электричество и обзаводятся телевизором и видеомагнитофоном, выставляя подле юрты спутниковую тарелку. Другие же живут при свете свечи и “варятся” в собственном быту. Обычно в одном гэре “прописаны” порядка восьми человек, и не случайно рисунки а-ля Камасутра, которыми изобилуют сувенирные лавки, изображают влюбленные парочки то на телеге, то в степи, то прямо на скачущем коне...

Такого понятия, как время, в “кочевой” Монголии практически не существует — часы не являются предметом необходимости. Вспомнилась поговорка: счастливые часов не наблюдают. Так что же, все монголы счастливы? Их открытые умиротворенные лица и впрямь производят такое впечатление. Можно сколько угодно договариваться о точном часе встречи, но это ровным счетом ничего не значит. Несколько раз я пунктуально вставала в 5 утра, но, побродив между гэрами при свете звезд и убедившись, что, кроме нескольких русских, в недоумении мечущихся по базе, никто не пробудился — в том числе и наш монгольский гид Гантулга, — возвращалась ко сну. Когда мы интересовались, как долго добираться до того или иного места, он, смотря на нас снисходительным взглядом, не находя разумного объяснения нашей суетности, отвечал: “Есть время до обеда и после обеда. Если чему суждено быть, то оно будет, а нет... Живите как живется”. Пребывая в состоянии безысходности, мы понимали, что в его словах есть смысл, по крайней мере на территории Монголии, и забывались, вглядываясь в зыбкие миражи Гоби...

Светлана Еписеева
№ 92 2002 "Московский комсомолец"

 Реклама>
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

© 2002-2003 Компания aline.ru.
Все права защищены.
Веб-дизайн и продвижение сайта - aline.ru