-->
 
ЋЎг祭ЁҐ Ё ®Ўа §®ў ­ЁҐ ў €бЇ ­ЁЁ - ‚лб襥 ®Ўа §®ў ­ЁҐ Ё ЁбЇ ­бЄЁ© п§лЄ
 Навигация»
Справка
Погода в мире
(а-б)
Погода в мире
(з-к)
Погода в мире
(л-т)
Погода в мире
(у-я)
Курсы валют
Авиакомпании
Каталог турфирм
Каталог отелей
Каталог турсайтов
Информация
Архив статей
Фотогалерея
Видеоролики
Анекдоты
Истории
Страны
Турбизнес
Регистрация
Панель управления
Технологии
Законодательство
Компании
Страхование
Гостиницы
События
Транспорт
Рынки
Тенденции
Рекламные туры
О проекте
Партнеры
Друзья
Контакты


 NetTour.ru » Афганистан » Статьи » Гюльчатай, открой личико, или Краткая история афганской паранджи

Гюльчатай, открой личико, или Краткая история афганской паранджи


Где на Среднем Востоке самые красивые женщины? Если верить средневековой поэзии, в Кашмире. В Иране в ХIII -- ХV веках идеальным считался тюркский этнический тип, о чем свидетельствует характерный разрез глаз всех гурий на классических персидских книжных миниатюрах. Какой же силы была эта красота, если еще Омар Хайям обещал за одну-единственную родинку на ланите милой отдать целый Самарканд с Бухарой! А чуть позже поэзия обнаружила целые сонмы писаных красавиц в несколько, казалось бы, неожиданном месте -- в афганских горах...

Увы, проверить справедливость восторженно-экстатических вздохов Абдуррахмана Моманда, Казем-хана Шайды и прочих классиков афганской любовной лирики просто так не удастся. Что скрывается под глухой паранджой с сеткой в районе лица -- положено знать только отцу, мужу, брату и самым близким родственникам женского пола, а больше никому.

Эта самая паранджа благодаря религиозной ретивости талибов стала, наравне с запретом учиться и работать, чуть ли не главным символом бесправия и рабского положения афганок.

Когда во времена правления "исламских студентов" делегации афганских правозащитниц появлялись в Евросовете, там все впадали в предынфарктное состояние. Но вообще-то в Афганистане это самая обычная одежда женщин почти во всех городах, а тем более в сельской местности. Единственное исключение составляли пуштунки-кочевницы, никогда ее не носившие и заработавшие себе вполне заслуженную славу исключительно эффектных женщин.

В начале ХХ века эмир-реформатор Аманулла-хан Гази (1919--1929) предпринял попытку "раскрепостить" соотечественниц. Кончилось это ничем, а фотографии его собственной супруги в европейской одежде, сделанные во время турне монаршей четы по Европе в 1928 году, с успехом заменяли антиправительственные листовки во время восстания Бача-и Сакао. Вот, смотрите, мол, как неприлично ведет себя королева и как непристойно она одевается.

Потихоньку "раздеваться" афганки начали уже в 60-х годах прошлого века. Но коснулось это только представительниц высших слоев общества, столичной интеллигенции и разве что средних городских слоев. Все остальные же как надевали паранджу лет в 7--8, так и носили ее всю жизнь как исламскую одежду, не ощущали при этом никакого "принижения и дискомфорта".

Пик "эмансипации" пришелся на конец 70-х -- 80-е годы. Уже первые "женские" декреты Революционного совета Демократической Республики Афганистан увеличили брачный возраст, отменили левират (обязанность вдовы выходить замуж вторично за брата покойного мужа), ограничили калым (выкуп за невесту) символической суммой и вообще открыли женщинам официальный доступ к образованию и рабочим местам. В том числе и к военной службе. Афганки служили даже в органах госбезопасности. Ношение паранджи стало делом добровольным. Эффект получился интересный: жительницы Кабула, Джелалабада, Мазари-Шарифа и других крупных городов действительно стали считать ее символом бесправия и с радостью скинули, а их деревенские товарки чувствовали, что их раздевают догола при всем честном народе...

Моджахеды, пришедшие к власти в апреле 1992 года, с этой дилеммой покончили. Женщинам было предписано появляться на людях только в исламской одежде. Выглядело это так -- никто, конечно, не позволял афганкам щеголять по улицам в мини-юбке или брюках, что было вполне возможно в королевские времена или при "коммунистах", но и не требовал категорически прятать лицо. Плотной накидки-чаршафа, закрывающей голову, но оставляющей открытым лицо, было достаточно для местных "мухтасибов" (блюстителей нравственности).

Талибы же с "женским вопросом" перестарались так, что нарушение прав женщин при них стало притчей во языцех.

"Студентов" не стало -- афганки бросились наверстывать упущенное. Уже вышел в свет первый женский журнал "Малалай", скоро появится еще один -- "Руз" ("День"), он станет аналогом французского журнала "Эль". Издания будут рассказывать читательницам о моде и косметике, детях и кухне, словом, обо всем, что нужно и интересно представительницам прекрасной половины человечества независимо от того, в какой стране они живут.

Правда, все-таки сомнительно, что "Руз" станет незаменимым для женской части населения деревни Мадахейль уезда Шинкарак или какого-нибудь другого афганского Урюпинска. Ведь чтобы читать журналы, для начала надо вообще уметь читать.

Наталия Шило
№ 24-25 07.06.2002"Эхо планеты"

 Реклама>
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

© 2002-2003 Компания aline.ru.
Все права защищены.
Веб-дизайн и продвижение сайта - aline.ru