Находка-Суйфэньхэ-Харбин (2002, июль)
Марина проводила нас в вагон и попрощалась. Ехали на плацкарте. В китайском вагоне спальные места расположены в три яруса, боковых спальных мест нет, постельное белье уже застелено, в вагоне чисто и никакой пыли, не то что в русских поездах. В каждом купе предусмотрены термос с кипятком и урна. На каждого ребенка выдается горшок и еще один термос. Проводники спят в вагоне вместе с пассажирами. В вагоне помимо двух туалетов, в каждом из которых - умывальник, есть еще два дополнительных умывальника. Одеяла очень теплые. Ночью был сильный сквозняк, но с такими одеялами никакой холод был не страшен. Тогда же я поняла, почему в Интернете было написано, что махровые полотенца в китайских поездах предназначены не для рук, а для головы – потому что без них ночью холодно.
Без сюрпризов не обошлось. Едва мы отъехали от Харбина, оказалось, что на наших билетах указана неправильная цена – более низкая, чем надо. Катя вела переговоры с начальником поезда при посредничестве китайского переводчика-работника поезда. Однако переговоры не увенчались успехом, и ей пришлось доплатить более 400 юаней за группу. По прибытии в Суйфэньхэ вопрос каким-то образом решился при помощи китайской турфирмы и Катя получила эти деньги обратно.
В Суйфэньхэ прибыли где-то в 6 утра. Накрапывал дождь и было заметно холоднее, чем в Харбине. Представительница китайской турфирмы встретила нас и препроводила в автобус. Поселились в тех же штабных номерах той же гостиницы. При этом в нашем номере забыли сменить полотенца и положить туалетную бумагу.
Все просили Катю выехать из Суйфэньхе после обеда, чтобы подольше походить по магазинам, но удалось достать билеты на автобус только на 12.00 дня. В 7.15 мы позавтракали в том же ресторане напротив гостиницы, завтрак был еще лучше, чем в первый раз, но мы не смогли им как следует насладиться из-за нехватки времени. Пробег по магазинам я опускаю.
После сбора в гостинице желающие смогли взвесить свой багаж на первом этаже гостиницы на специально для этого принесенных весах по 1 юаню за сумку. Через российскую границу можно провозить без доплаты 50 кг, а через китайскую – 20 кг на человека.
Автовокзал Суйфэньхэ находится прямо напротив гостиницы Лин-Юань, поэтому мы дошли до него пешком. На автовокзале в терминале ручной клади русские группы взвешивали свой багаж. Пришлось стоять довольно долго и утомительно, т.к. перед нами была группа «шопников». Такого количества багажа на одного человека, как у них, мне видеть еще не приходилось. Некоторым, у кого получался перевес, предлагали бросить ненужные вещи, и они бросали их прямо тут же. На каждое место ручной клади (на сумку) клеился ярлык, тяжелые или большие сумки сдавались в грузовик.
Катя вручила нам наши паспорта. Мы сели в автобус. Китайский КПП прошли удивительно быстро. Все ограничилось только паспортным контролем. Таможенного контроля вообще не было. Еще до выхода из автобуса нам сказали, что вещи можно оставить в автобусе. Через транспортер ничего не пропускали.
После этого мы застряли на нейтральной полосе перед российской границей и простояли там целых 5 часов. Перед нами было 5 автобусов, после нас – еще 5, а на другой полосе изнывали грузовики. Мы узнали, что в Приморье в результате наводнения размыло второй автопереход - Полтавку, поэтому наш Пограничный оказался перегружен. За день до нас был вообще 21 автобус. На российской границе присутствовали оба контроля – и паспортный, и таможенный. Причем на таможенном контроле заметили дешевые дубленки, но не заметили дорогую шубу. Прохождение российского КПП нашим автобусом заняло 1 час. В поселке Пограничный желающие смогли купить поесть.
В Артеме нашу группу ждали два микроавтобуса, потому что в один мы со всеми купленными в Китае вещами уже не вместились бы. В Находку прибыли часов в 5 утра 24 июля. К сказанному можно добавить, что я надеюсь еще поехать в Китай.
Ольга [to_you@ngs.ru]