Наука отдыхать или как не пойматься на эфемерные звезды
B Ижевске более 60 туристических компаний. И есть возможность провести долгожданный отпуск практически в любой точке мира. Однако не всегда обещанные турфирмой условия отдыха становятся явью.
За информацией мы обратились к юристу Комитета по защите прав потребителей Инне Валерьевне Дресвянниковой. В прошлом году молодая ижевчанка решила провести свой отпуск в Турции. Думала ехать "дикарем". Лишь за приобретением авиабилетов обратилась в турфирму. Прибыла в Турцию без приключений, там замечательно отдохнула. Но настала пора возвращаться домой. Приехала в аэропорт, и тут случилось непредвиденное. Оказалось, что ее самолет уже улетел несколько часов назад. А на ее билете, купленном в туристической компании, было указано неправильное время его отлета. Так, девушке пришлось провести в чужой стране еще день и, собрав последние деньги, приобрести билет на нужный рейс. При возвращении в Ижевск она предъявила компании свои претензии. Та, в свою очередь, возместила ей убытки. Это далеко не первая история "проколов" турфирм. Имели место и другие. Например, фирма информировала клиента о том, что он будет жить по прибытии в другую страну в 4-звездочном отеле, а на деле его заселяют в 3-звездочный и т. д. Даже отдых в пределах республики - и тот оказывается некачественно подготовленным. Несколько взрослых с детьми решили встретить третье тысячелетие на одной из местных баз отдыха. Фирма обещала разнообразную культурную программу, хорошее застолье. Однако стол был накрыт очень поздно, практически перед наступлением Нового года. Обещанного отдельного стола для детей не было, и культурная программа не соответствовала обещанной. Разочарованные люди, приехав в Ижевск, обратились с жалобой в турфирму. В итоге компания предложила возместить их убытки путевками в этот же лагерь. Пользуясь услугами туристических фирм, не стоит забывать, что они регулируются Законом о защите прав потребителей, а также Законом "Об основах туристической деятельности". Так что, потребители, вы защищены. Однако, чтобы не попасть в щепетильные ситуации, в первую очередь узнайте, есть ли у фирмы лицензия, сертификат на данный тур, юридический адрес. Внимательно ознакомьтесь с условиями договора, который вам предложат подписать. В нем должно быть указано практически все: реквизиты турфирмы, название территории, куда вы отправляетесь, условия проживания (классность отеля, номер комнаты, на каком этаже вы будете проживать, каким будет вид из окна, пляж песчаный или из гальки, режим питания и т. д.). Обратите внимание, будет ли вам предоставляться трансфер (встреча в аэропорту, доставка на машине до места временного проживания, а также отправление до аэропорта в обратную дорогу). В общем, в договоре должен быть указан весь комплекс предоставляемых услуг. Кроме того, должна быть информация о туроператоре (практически все турфирмы Ижевска являются турагентами - организациями, закупающими путевки в крупных туристических фирмах - туроператорах, к примеру, г. Москвы. Туроператоры занимаются организацией путевки). Также в договоре должны быть обозначены: программа, маршрут, условия безопасности туристов, особенности въезда, пребывания, страхования. В турпакет обычно входит медицинская страховка. Если же вы уже застрахованы, то поинтересуйтесь в своей страховой фирме, предоставят ли вам бесплатно медицинскую помощь в той стране или городе, куда вы направляетесь. В случае положительного ответа предупредите об этом фирму. Это в ваших интересах, так как здесь оплачивать медстраховку в турпакете вы не будете. Кстати, страховой полис должен быть на двух языках: русском и государственном языке страны, куда вы поедете. Кроме всего прочего, турфирма должна ознакомить вас с обычаями страны, рассказать о ее культуре, о правилах въезда в нее. Стоит помнить, что, находясь в чужой стране, вы должны подчиняться ее законам, уважать ее традиции и обряды. В договоре должны быть отмечены ответственности обеих сторон. Как турфирмы, так и клиента. Нередко бывает, когда информацию о том, за что несет ответственность туристическая фирма отсутствует или обозначена не полностью. Также в договоре иногда указывают возможные сроки отказа от путешествия. Хотя по Закону о защите прав потребителей потребитель имеет право в любой момент его расторгнуть. Только в этом случае "путешественник" должен будет возместить фактические затраты компании на организацию своей поездки. Словом, в договоре должно быть оговорено все, вплоть до информации о днях начала и окончания путешествия. Если какие-то условия договора были нарушены, то в течение 20 дней после приезда вы имеете право предъявить свои претензии турфирме. В 10-дневный срок она должна возместить ваши убытки. В случае спорной ситуации конечной инстанцией разрешения конфликта является суд. Но знайте, что просто вашим рассказам о нарушении условий договора вряд ли кто поверит. Нужно зафиксировать их в письменном виде и дать подписать гиду, коллегам по поездке, менеджеру отеля. Мы спешим вас успокоить. Как сообщила Инна Валерьевна, жалоб на туристические фирмы в последнее время поступает мало. Но все равно будьте внимательны.
Гульнара Вазихова
"АиФ Удмуртии"