Немецкая турфирма купит российский рынок дешевыми путевками
Немецкая туристическая сеть TUI выйдет в начале марта на российский рынок. Эксперты считают, что это "убьет" несколько сотен российских туроператоров. Россияне же смогут посетить Египет, Кипр и Турцию с большой скидкой
В начале марта немецкая компания TUI приобретет 25% акций одного из российских туроператоров, сообщил RBC Daily представитель TUI AG Николай Юхем. По неофициальной информации, TUI ведет переговоры с тремя российскими компаниями - "Инна-Тур", "Туральянс" и "Нева". Уже в марте одна из них предложит российским туристам дешевые "немецкие туры" в Египет, Кипр или Турцию – немцы готовы продавать их по ценам, которые большинство операторов дает только на "горящие" туры. Российские турфирмы с этого момента начнут неравный бой за клиентов. Как полагают эксперты, через два-три года большинство из них либо также станут продавать туры, предлагаемые TUI, либо, не выдержав ценовой конкуренции, вообще прекратят заниматься массовым туризмом.
Интересно, что немцы уже второй раз пытаются начать работать в России. "Первый раз компания продавала свои туры напрямую в середине 90-х годов. Однако тогда она не смогла закрепиться на рынке, потому что российские операторы вели бизнес "в черную", а немцы соблюдали законы и платили все налоги", - сказала RBC Daily Ирина Тюрина, PR-директор Российского союза туристических операторов (РСТ). Неудивительно, что сейчас TUI ищет местную компанию, которая будет представлять ее интересы на российском рынке, играя роль продавца туров. "Немецкого оператора интересует не туристический бизнес (в плане технологии у всех все одинаково: бронируются отели, заключаются договора с перевозчиками и т.д.), а розничная сеть с хорошим брэндом", - сказал RBC Daily Богдан Курилка, представитель компании "Туральянс", которая ведет переговоры TUI. Причем, на этот раз немцы ведут себя в России очень осторожно - они покупают только 25% акций местного партнера, хотя обычно предпочитают полный контроль.
Германская фирма спешит прийти в Россию до того, как здесь появятся сильные национальные компании, способные составить ей конкуренцию. "Сейчас начался процесс консолидации туристических операторов, и немцы хотят опередить российские компании. Купив сильную компанию сегодня, они сами будут консолидировать продавцов туров", - сказали корреспонденту RBC Daily в Министерстве экономического развития и торговли. Обойти же российские компании немецкая фирма сможет, прежде всего, за счет супернизких цен. TUI ежегодно обслуживает 20 млн туристов (для сравнения – в прошлом году из России в дальнее зарубежье выехало всего 4,4 млн туристов), а потому имеет большие скидки на бронирование номеров и авиаперевозки, которые фактически оставляют российские компании вне конкуренции. "Сегодня бизнес российских туроператоров имеет высокую степень риска. Они отвечают по финансовым рискам, договариваются с отелями и перевозчиками о ценах. Для всех же входящих в TUI компаний в отелях действуют свои цены, которые, как правило, ниже, цен для операторов из России", - говорит Богдан Курилка из "Туральянса".
TUI работает на всех средиземноморских курортах, в том числе и там, где особенно любят отдыхать россияне – в Египте, Турции, Италии и Испании. И здесь конкурировать с немецким гигантом отечественным фирмам будет практически невозможно. Как говорят участники рынка, чтобы поддерживать приемлемые цены на данных направлениях, российские компании часть сезона работают в убыток (или же им приходится снижать качество услуг - перелет ночным чартером, дешевые отели и т.д.). Таким образом, продавая туры в Турцию или Египет по 200-400 долларов, российские компании зачастую работают в убыток или на уровне рентабельности, получая прибыли только в "сезон" - в июле и августе. Немцы же при таких ценах все время будут в плюсе. "Немецкая компания владеет отелями, управляет ими, имеет собственных авиаперевозчиков и предоставляет сервис, который пока не доступен большинству российских компаний", - сказал RBC Daily Алексей Каширский, первый заместитель директора компании "Нева". Он считает, что работа TUI в России сделает туризм доступней.
Правда, у чиновников Минэкономразвития и участников рынка несколько иной взгляд на перспективу "немецкого нашествия". Туристы, действительно, выиграют, потому что получат шанс задешево ездить в Турцию и Египет. А вот сотни российских фирм (сейчас в стране более 4 тысяч компаний имеют лицензию на турбизнес), скорее всего, не выдержат конкуренции. TUI использует агрессивную модель выхода на рынок: сначала работает несколько лет на грани рентабельности, а потом, когда большинство местных компаний проигрывают конкурентную борьбу делает, их своими партнерами или лишает работы. "В результате такой политики в Польше сейчас не осталось местных туроператоров. Тот, кто остался на рынке поменял специализацию, например, работает с индивидуальными туристами", - говорит Ирина Тюрина из РСТ. "Я был в Кракове, смотрю кругом вывески с логотипами TUI (немецкая компания работает через местных операторов, но рядом помещает свой символ - прим. RBC Daily), спросил что случилось. Оказалось, что национальных операторов в Польше почти не осталось", - сказал RBC Daily чиновник из МЭРТ. В Минэкономразвитии прямо заявляют, что ждут повторения польского сценария в России. "TUI выиграет, прежде всего, за счет объема, который позволяет держать низкие цены и конкурировать даже с теми компаниями, которые не платят налогов", - считает чиновник из МЭРТ.
Правда, Алексей Каширский из "Невы" отмечает, что рынок таким образом пройдет через своеобразное "очищение". "Помните, летом даже в августе некоторые турфирмы предлагали поездки в Турцию на треть дешевле, чем в каталогах. Это можно было делать только не платя налогов. Я считаю, что с приходом на рынок таких операторов как TUI, подобные компании прекратят деятельность", - предполагает руководитель "Невы". Действительно, при ценовом равенстве туристы будут покупать дешевые туры не у первого встречного, а у компании с именем, которая, кроме низких цен, гарантирует наличие самолета в аэропорту и заявленный класс отеля. Правда, вместе с нечистоплотными фирмами, находящимися в неладах с налоговой полицией, с рынка массового туризма через пару лет исчезнет и множество независимых компаний, работающих в Москве и Санкт-Петербурге, которые работают на грани рентабельности и не готовы к ценовой войне с TUI, годовой объем продаж которой составляет 22,4 млрд евро.
РБК