«Транссшоу» уходит после 10 лет «совместной жизни»
8 июля 2003 г. московская компания «Транссшоу» официально уведомила коллег и партнеров о том, что она прекращает отправку российских туристов на Кубу и прерывает отношения с кубинскими туристическими организациями. «Указанные меры вызваны тем, что в условиях постоянного ожесточения особенностей кубинского социализма, «Транссшоу» не видит возможности гарантировать надлежащее качество обслуживания туристов на кубинских курортах», - говорится в электронном сообщении, разосланном турфирмой.
Кубу никак не назовешь массовым направлением отдыха россиян, поэтому на выездной рынок в целом решение «Транссшоу» никакого влияния не окажет. Однако эта фирма «окучивала» кубинский турпродукт почти 10 лет, и факт столь безапелляционного ухода самого крупного оператора на этом направлении показался нам весьма значительным. Тем более что все остальные компании, предлагающие отдых на Кубе, вовсе не столь однозначны в оценках.
Как рассказал RATA-news генеральный директор «Транссшоу» Валентин Ганин, компания работала с Кубой с 1994 г. и была единственной, кто поднимал туда чартеры: по одному рейсу (Ил-62) на Новый год и на майские праздники. Кроме того, фирма ежемесячно отправляла на остров Свободы по 40-50 человек. И, по словам г-на Ганина, это половина всего российского турпотока на Кубу.
Валентин Ганин считает, что «особенности кубинского социализма» создают многочисленные проблемы в работе с этой страной. В частности, победив проституцию, кубинцы заодно запретили и многие развлечения - например, под знаком борьбы с наркобизнесом закрыли все дискотеки. В результате курорт Варадеро, прежде шумный и веселый, стал скучным и грустным. Г-н Ганин также рассказал, что с минувшей весны в гостиницах сети Sol Melia не осталось ни одного испанского топ-менеджера, после чего в отелях снизился уровень сервиса. Немало возникает проблем с переводом на Кубу платежей, поскольку в этой стране не принимают доллары. Вообще, по словам г-на Ганина, во взаимоотношениях с кубинскими партнерами, в том числе финансовых, трудности возникали на каждом шагу: то аэропорт отказывался заправлять самолет, потому что в выходной день невозможно было проверить факт оплаты топлива, то были попытки взять деньги с прибывших туристов, хотя фирма уже оплатила их туры.
Как говорит Валентин Ганин, решение об уходе с кубинского направления фирма «Транссшоу» приняла не сразу. Сначала писали письма партнерам, пытаясь разрешить возникающие проблемы, но ответов не получили. Тогда партнеров поменяли, но в первый же заезд они забыли встретить туристов. Это стало последней каплей.
Надо сказать, что есть и другие операторы по Кубе, которые согласны с тем, что направление это непростое, однако они относятся к возникающим трудностям философски. Исполнительный директор компании «Латина» Ирина Ефимова сказала в беседе с корреспондентом RATA-news, что турфирме, возможно, работать с Кубой и нелегко, зато клиенты не жалуются. Многие россияне когда-то работали в этой стране, и теперь с удовольствием едут туда на отдых. «Мы стараемся выяснить, чего ждет клиент от этого отдыха, даем ему рекомендации в соответствии с запросами, и туристы возвращаются довольные, - говорит Ирина Ефимова. – Что касается отелей сети Sol Melia, то мы работаем с Кубой 8 лет, имеем дело только с менеджерами-кубинцами и именно с ними решаем все вопросы». Г-жа Ефимова подтвердила, что ей действительно известны случаи, когда с клиентов «Транссшоу» принимающая сторона пыталась получить деньги за уже оплаченные туры. «Но с нашими туристами такого не случалось никогда», - говорит Ирина.
Не собирается расставаться с Кубой и компания ITC, которая после ухода «Транссшоу» стала лидером на этом направлении. Более того, эта фирма заявляет, что никогда не имела проблем ни с туристическими организациями острова Свободы, ни с отелями представленных на Кубе международных сетей - Sol Melia, Iberostar, Barcelo и другими. По словам менеджера ITC Юноны Кожиновой, туризм по-прежнему остается одной из основных отраслей экономики в этой стране. Сейчас на Кубе наблюдается увеличение туристов, вызванное, в частности, снижением интереса к азиатским странам из-за атипичной пневмонии. Практически все отели в Варадеро заполнены на 90%, и в основном это канадцы, немцы и англичане, очень придирчиво относящиеся к условиям отдыха. А по мнению руководителя отдела туризма компании ITC Елены Конкиной, только что отдохнувшей с семьей на Кубе, уровень сервиса там за последние годы значительно вырос.
Менеджер компании «UTE Мегаполюс» Татьяна Авилова сказала в беседе с корреспондентом RATA-news, что фирма не испытывает трудностей в работе с Кубой. Кубу легко продавать, поскольку не надо объяснять, где это. «Мы зарегистрировали свою фирму в Гаване, у нас там сильный представитель, поэтому мы не ждем по 3-4 дня подтверждений брони от отелей, а получаем ответ в течение часа», - говорит Татьяна. - И наши объемы, судя по статистике отелей, увеличиваются вдвое каждые три месяца». Что касается развлечений, то их на Кубе действительно немного, но, по мнению Татьяны Авиловой, на остров за этим и не едут. Куба – это пляжный отдых, это очень красивая Гавана, которая стоит того, чтобы на нее посмотреть, это места, связанные с именем Хэмингуэя, подводное плавание, рыбалка, природа. «Сервис там на самом деле порой «хромает», - говорит г-жа Авилова. - Но главное в работе с этим направлением – донести правду до клиента, соответственно его настроить». В любом случае, считает Татьяна, Куба не должна сходить с рынка, это интересное и перспективное направление.
RATA