-->
 
ЋЎг祭ЁҐ Ё ®Ўа §®ў ­ЁҐ ў €бЇ ­ЁЁ - ‚лб襥 ®Ўа §®ў ­ЁҐ Ё ЁбЇ ­бЄЁ© п§лЄ
 Навигация»
Справка
Погода в мире
(а-б)
Погода в мире
(з-к)
Погода в мире
(л-т)
Погода в мире
(у-я)
Курсы валют
Авиакомпании
Каталог турфирм
Каталог отелей
Каталог турсайтов
Информация
Архив статей
Фотогалерея
Видеоролики
Анекдоты
Истории
Страны
Турбизнес
Регистрация
Панель управления
Технологии
Законодательство
Компании
Страхование
Гостиницы
События
Транспорт
Рынки
Тенденции
Рекламные туры
О проекте
Партнеры
Друзья
Контакты


 NetTour.ru » Турбизнес » Технологии » Сеть и тень

Сеть и тень


Пока российские турфирмы работают «по-серому», они не нуждаются в Интернете

Продажи туристических компаний через Интернет с 2002-го по 2007 год вырастут с 4,5 млрд евро до 38 млрд евро, считает гендиректор Opodo (одно из крупнейших онлайновых агентств в Европе) Джованни Бисиньяни. В России через Интернет продается только 7% туров – на $3,5 млн.

На западных туристических рынках бронирование туров в режиме реального времени давно перестало быть экзотикой. Технология процесса очень проста. Агент или клиент открывает окно в Интернете, заполняет соответствующие поля таблицы (включая номер кредитной карты), нажимает на кнопку «отправить» и через некоторое время получает подтверждение заказа. Далее туроператор отсылает пакет документов по указанному адресу и спокойно ждет клиента в аэропорту прибытия.

Наиболее развит этот бизнес в США. Там традиционные агентства с трудом выдерживают конкуренцию с конкурентами, использующими Интернет-технологии. Американские туристы предпочитают покупать места в отелях отдельно от авиабилетов.

В Европе ситуация иная: через Интернет обычно бронируются бизнес-туры или их составляющие, а массовые пакеты продаются традиционным способом – через турфирму. Зато сами агенты, как правило, работают с операторами по массовым направлениям в онлайновом режиме. Туры оплачиваются через счета прямого списания или депозиты.

Оба подхода вполне эффективны: онлайн-продажи набирают обороты и в США, и в странах Европы. Российские туроператоры тоже пытаются успеть за мировыми тенденциями, но им мешают.

Сначала сайт, потом тур
Бурное развитие Интернет-деятельности российских туристических компаний, по данным информационной службы «Банко», пришлось на 1998 – 1999 годы. Если в 1997-ом адрес электронной почты имелся всего у 50 московских турфирм, то в 1999 году из 2000 туристических компаний электронной почтой пользовались 700 фирм. У 500 компаний были свои сайты. По мнению директора сети агентств «Магазин горящих путевок» Андрея Озолиня, открытие самого затратного сайта-«визитной карточки» обходилось турфирме не дороже $6000. Еще около $1500 требовалось на раскрутку нового сайта в Сети. Плюс ежемесячные $1500, чтобы поддерживать сайт «на уровне». Оценив виртуальную «визитку», клиенты могли приехать в офис и купить путевку традиционным способом. Такие сайты «приводили» в офис компании примерно 22% потенциальных покупателей.

Следующим шагом должно было стать создание сайтов, через которые можно продавать продукты и услуги. Для этого требовалось выстроить классические системы онлайн-бронирования: для агентской сети (B2B) и для частных клиентов (B2C). К этому вела и рыночная ситуация – на российском туристическом рынке начали расти объемы продаж, и турфирмам потребовались новые технологии. Однако, несмотря на свою очевидную востребованность, новые технологии приживались с трудом. По словам руководителя департамента туризма «Инна-тур» Елены Погосовой, основным сдерживающим фактором для внедрения подобных систем является цена вопроса.

«Любой программный продукт – это прежде всего высокие затраты. А система бронирования требует приличных инвестиций. К таким затратам не готовы агентства средней руки. Не всегда готовы и лидеры рынка. Туризм продолжает оставаться низкодоходной отраслью», – говорит Погосова.

Псевдоклассика
Система бронирования агентства TEZ-tour обошлась компании в $50тыс. Эта система наиболее близка к «классике жанра» – уполномоченное турагентство получает доступ к базам данных через персональный код и пароль, запрос автоматически «ложится» на гарантированные квоты мест. Остальные системы больше похожи на суррогаты. «Я называю эти системы псевдо-онлайн», – иронически замечает исполнительный директор компании UTS Виктор Никитин. По словам Никитина, большинство российских «систем» B2B представляют собой обычные формы, содержимое которых отсылается по e-mail администратору гостиницы.

Правда, в подобных системах предусмотрены и функции, позволяющие ознакомиться с информацией о наличии мест, но, как утверждают агенты, успеть за обновлениями в системе в период массированной клиентской атаки очень сложно: посылаешь заявку, ориентируясь на данные компьютера, а пока ее обрабатывают, картина меняется. Все завершается стандартным «овербукингом» (бронирование одного места сразу под несколько заявок) или непредвиденными отказами, когда клиент, казалось бы, уже «застолбил» номер.

Поэтому Интернет-бронирование обычно сопровождается контрольным звонком в офис туроператоров. Абсолютное большинство российских агентов предпочитают работать по старинке: рассылая факсы и звоня по телефону.

Для работы с западными системами у российских туроператоров нет потоков, которые бы гарантировали квоты мест. Тем не менее представители отечественных турфирм по-прежнему считают Интернет-технологии весьма перспективными. «В первую очередь потребителями онлайновых услуг становятся наиболее технологичные агентства, лидерами среди которых являются участники сетевых проектов», – заявляет Погосова. По мнению Погосовой, через пару лет около 50% туров будет реализовываться в режиме онлайн-бронирования.

«Заманить» и «обработать»
По поводу же перспектив развития систем B2C российские туристические менеджеры с оптимистическими заявлениями не спешат. Системы эти находятся в зачаточном состоянии. Как показывает практика, в 80% случаев выбранного клиентом тура в продаже не оказывается. В лучшем случае ему предложат «почти такой же» тур или другую дату вылета, которая не будет совпадать с началом отпуска заказчика. Иногда на мониторе появляется надпись: «Тур не найден, отсутствует и т.д.». Но и в случае удачного исхода клиент не застрахован от моральных издержек. Выбранный отель может оказаться вовсе не таким тихим, каким его представлял себе путешественник, а до моря придется идти несколько километров… Такие сюрпризы возможны и при обычной технологии продаж, но традиционный клиент пытается обезопасить себя от неожиданностей, дотошно расспрашивая менеджера о подробностях предстоящего путешествия. В случае же с B2C покупатель может узнать о туре лишь ту информацию, которую внес в базу данных продавец. А продавец предпочитает быть немногословным. С другой стороны, российские клиенты с удовольствием заказывают туры в реальном времени, параллельно отправляя обычные запросы в десяток других агентств. Продавцы путевок, работающие «вручную», просто не бронируют туры до получения денег, тогда как онлайновая система резервирует место автоматически. Этот факт искренне удивляет русского туриста – особенно в тот момент, когда ему звонит менеджер компании с предложением внести деньги.

Агентствам подобные проколы приносят одни убытки. Поэтому турфирмы предпочитают «заманить» клиента в офис и уже там его «обработать».

Избежать накладок можно, если предусмотреть оплату тура по пластиковой карте. Однако платежных систем в российском секторе Интернета мало, и отечественные клиенты пока неохотно идут на платежи через Сеть. Впрочем, даже оплатив тур через Интернет, российские обладатели кредиток, по словам Озолиня, часто приезжают в офис турагентства: хотят убедиться, что их никто не обманывает, и они действительно платят деньги за билеты.

При этом онлайн-бронирование с оплатой по пластиковой карточке абсолютно невыгодно представителям турбизнеса – работать нужно с безналичными средствами, да еще и платить налоги, что пока не принято в туристической среде. Подавляющее большинство турфирм ведут «серую» бухгалтерию. Так что пока российский туризм не выйдет из тени, Интернет-технологии в этом секторе не приживутся.


Иван Гидаспов
№25 2002 "Компания"



 Соседние статьи
За чартерами в Интернет
Защита туриста
 Реклама>
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

© 2002-2003 Компания aline.ru.
Все права защищены.
Веб-дизайн и продвижение сайта - aline.ru